Детские страхи динамика


При развитии детей, наблюдается определенная динамика появления детских страхов. Наблюдается множество общих для всех страхов: «в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.» (Происхождение страха // Захаров А.И. ). А то, как сильно будет выражен какой-либо страх и будет ли он выражен вообще, зависит от конкретных социальных условий, генетических особенностей, особенностей психики и развития.

К концу 1-го, начале 2-го, ребенок учиться ползать, а в последствии ходить он подвергается еще большей опасности, и количество детских страхов резко увеличивается. Психологи говорят, что уже в этом возрасте всех детей можно разделить по характеру реагирования на опасность. Некоторые дети с самого начала, а остальные после множества ошибок и неудач проявляют осторожность – перестают брать в рот несъедобные предметы, начинают заранее останавливаться перед препятствием и т. д..

    Преждевременное избегание опасности, говорит не столько о сильно выраженном инстинкте самосохранения, а скорее о прирожденной и рано приобретенной тревожности, часто такое происходит у детей немолодых или болезненных родителей. Родительский возраст имеет огромное значение для возникновения детских страхов. Обычно у эмоционально развитых, непосредственных, молодых, оптимистичных, жизнерадостных и бодрых родителей дети менее расположены к проявлениям беспокойства и тревоги.

А если родители завели ребенка после 30, а тем более после 35 лет, родители испытывают тревогу, данная тревожность особенно матери, которая поздно вышла замуж и долго не имела детей, переедается и детям. Развитие "поздних" детей происходит под чрезмерной заботой и беспокойством. Дети быстрее развиваются, но чувствуют и впитывают тревогу родителей, они рано выказывают признаки беспокойства, которые могут перерасти потом в инфантильность, а так же неуверенность в себе. Тоже самое относиться и к одному ребенку в семье. Известно, что рост числа детей в семье, когда ребенку есть с кем побаловаться, пообщаться, поиграть, обычно ведет к уменьшению количества страхов, и их интенсивности. А повышение числа взрослых (больше 2) в тоже время действует противоположным образом, особенно, если они подменяют ребенку остальной окружающий мир, создают некую искусственную среду обитания, в которой нет друзей, нет беспечных игр, беззаботной радости, непосредственного выражения чувств.

Детские страхи очень сильны, и часто имеют серьезные последствия. Многие невротические проявления появляются от вовремя не ушедших детских страхов. Например, иногда родители заставляют ребенка засыпать одного. Он плачет и зовет маму, а она не подходит. Мама хочет, чтобы ребенок впоследствии засыпал сам, был более самостоятельный, это может привести к невротическим страхам в последующей жизни ребенка. Все равно рано или поздно ребенок уснет, однако чувство тревоги может остаться.

Детские страхи имеют большую интенсивность связей и насыщенность в 3-5 лет. Именно к этому возрасту они "цепляются друг за друга" и создают единую психологическую структуру беспокойства. Происходит так потому, что именно в этом возрасте происходит усиленное развитие эмоциональной сферы личности. Страхи наиболее связаны между собой и мотивированы эмоциями. Самое большее количество страхов приходиться на возраст 6-8 лет, при этом понижается сила связей между страхами, и он становиться более сложно психологически мотивированы, и несут в себе больший познавательный потенциал.

Базовое эмоциональное развитие ребенка оканчивается в возрасте 5,5 -6 лет, эмоции становятся боле зрелыми стабильными и устойчивыми. В старшем дошкольном возрасте самым важным становиться развитие интеллектуальное, в частности мышление (именно поэтому, с 5 - 6 лет начинают обучать в школе во множестве стран). Дети взрослеют, они в подавляющем большинстве случаев уже понимают, чего надо бояться и избегать, т.е. того что может им навредить. Теперь имеется не только эмоциональное, но и рациональное основание для страхов – развивается новая психическая структура формирующейся личности. Именно в таком возрасте чаще всего выявляются страхи.

Роль семьи и воспитания в возникновении и проявлении страхов у детей

семья и страх

Состав семьи

На количество и интенсивность страхов довольно нередко влияет состав семьи. Дети в таком возрасте испытывают страхов гораздо больше в неполных семьях, что свидетельствует о особенной чувствительности к разрыву взаимоотношений между родителями. Они больше всего стараются отождествлять себя с родителем того же что и они пола, т. е. мальчики намереваются быть похожими на отца, девочки – хотят во всем походить соответственно на мать.

Мальчики хотят во всем походить на отца, как на самого влиятельного, авторитетного и заслуживающего доверия представителя мужского пола, а лишение отца и отсутствие его защиты, и в тоже время чересчур опекающее, замещающее отношение матери, может привести к несамостоятельности, инфантильности и страхам. У девочек страхов вызывает, скорее общение с тревожной, беспокойной, лишенной опоры матерью. А похожесть на родителей своего пола придает им уверенность в себе и авторитетность в общении со сверстниками своего пола. Страхи передается детям неосознанно. Они могут вызываться перманентно ощущаемыми родителем нервно-психическими перегрузками из-за постоянного исполнения им роли обоих родителей. Дети так же испытывают страх чаще, когда считают что глава семьи не отец а мать. Работающая, и занимающая доминирующую роль мать, чаще бывает раздражена и беспокойно ведет себя с детьми, этим она порождает ответные реакции беспокойства. Это говорит о недостаточно активной позиции и авторитете отца, что может затруднить общение с ним мальчиков и усилить возможность передачи материнской тревоги.

Обходитесь без перегрузок

Родители, часто, опасаются не успеть сделать что-либо важное для развития своего ребенка, а также того, что их ребенок не сможет соответствовать завышенным общественным стандартам, и максимально ускоряют и интеллектуализируют воспитание. В следствии этого у детей могут возникнуть внушенные, часто необоснованные страхи. Страхи не соответствовать каким-нибудь стандартам, быть непризнанным в обществе. Часто, дети не могут справиться со своими переживаниями и страхами и чувствуют себя несчастными в детстве. В таких условиях невозможно быть самим собой, а это вызывает хроническое чувство беспокойства и эмоциональной неудовлетворенности. Особенно часто это проявляется при нежелании или неспособности играть роли, которые были навязаны взрослыми. Часто к этому прибавляются частые конфликтные ситуации между взрослыми, которые имеют каждый свое мнение по поводу воспитания ребенка. От этого состояние ребенка становится еще более неприглядным.

Урбанизация

Урбанизация приводит к усложнениям отношений в обществе, ускорению темпа жизни, кроме этого она отдаляет человека от природы, что может пагубно отразиться на эмоциональной сфере любого человека, а тем более развитии детей. Часто взрослые слишком опекают детей (особенно это относиться к семьям, которые имеют одного ребенка), из- за чего у них может часто отсутствует самостоятельность в организации свободного времени. Кроме того в большом городе порой трудно найти друзей и поддерживать с ними постоянные отношения. У детей, проживающих в отдельных квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у детей из общин или коммунальных квартир. Там где больше взрослых и сверстников, возможностей для общения с другими людьми гораздо больше, больше игр и соответственно меньше страхов. В отдельных квартирах дети чувствуют себя одинокими, поэтому гораздо большая вероятность появления страхов, в особенности: темноты, одиночества, чудовищ и т. д.

Игры и их отсутствие

Игра это нормальный естественный способ избавления от страхов, часто именно в игре, в иносказательной форме воспроизводятся, отображаются различные стороны жизни, которые могут вызвать страх. Недостаток игр, точнее сказать недостаточная двигательная активность обедняет эмоциональную сферу ребенка, он тратит меньше энергии, а значит остается большее ее на придумывание страхов. О играх, используемых в коррекции детских страхов, можете прочитать в статье Как бороться с детскими страхами. В дальнейшем, для изживания страхов, используются те же игры, но уже в специальных условиях. Но дети не играют не только потому, что им негде и не с кем, но и потому, что многие родители запрещают игры, они считают их баловством, или предполагают, что ребенок может удариться, испугаться.

К окончанию старшего дошкольного возраста или дети прекращают реагировать на чересчур строгое и требовательное отношение матери. Одни отделяются от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма, или погружаются в свой мир переживаний, иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие, могут устраивать истерики, из за того, что мать уделяет им недостаточного внимания, или переживая ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

    детские страхи продолжение         детские страхи начало

поиск

 

 

Яндекс.Метрика

 

самые интересные