Психоанализ страха

Кратко о психоанализе страха. Страх рассматривается в психоанализе в различных теориях. Естественно, самое большое внимание, в рассмотрении теорий психоанализа, играет его родоначальник З.Фрейд

Психоанализ понимает как источник страха акт рождения, при этом существует ряд неприятных впечатлений, которые и становиться прообразом смертельной опасности. Кстати, это частично подтверждено опытным путем. У тех, кто застревал в родовых путях шанс получить клаустрофобию гораздо больше. Другой причиной появления страха является отделение от матери. Психоанализ также устанавливает существование связи между сексуальной жизнью и страхом. Психика человека у З. Фрейда состоит из 3 частей: бессознательного «Оно» (самое древнее, темное и непознанное, содержит инстинкты, сюда вытесняются опасные и травмирующие психику ситуации), из осознаваемого, рационального «Я»(мысли, чувства, человека, ощущение себя,) и социального цензора «Сверх Я» (совесть, видоизмененный родительский авторитет). В некоторых случаях сексуальное возбуждение (либидо) угасает, а вместо него появляется страх, в различных проявлениях, страх его замещает. Следовательно, при невротическом страхе Я пациента пытается убежать, отдалиться от своих сексуальных желаний, относясь к нему как к опасности. Но под влиянием психологических защит (вытеснения его в бессознательное, проекции на другие предметы и явления и вещи и смещения с одних на другие), опасность не воспринимается как внутренняя, страх переноситься на другие предметы и формируется та или иная фобия.

Фрейд

Еще З.Фрейд делил страхи на реальные и невротические. Реальный страх понятный и рациональный, это реакция на опасность. Невротический страх, такой, у которого нет видимой причины. Страхи можно разделить на свободные, готовые пристать к любому предмету.Тесно связанные с переметом или ситуацией, выраженные в разнообразных фобиях. Страх пространства. Страхи перед животными.

Кроме этого З.Фрейд большое внимание уделял страхам религиозным.Религиозный страх он представлял как иллюзию, похожую по своему происхождению и функциям на навязчивое невротическое состояние,и связи религии с инфантилизмом. Он считал, что образ Бога появляется на основании образа собственного отца. Отец строг,может и наказать, но при опасности может защитить. Когда человек взрослеет, он понимает что отец не всесилен, и проецирует образ отца на бога.Его рассуждения не носят поверхностный характер, у него опубликовано несколько книг, посвященные теме религии.Он даже выдвигает сценарий, как произошло обожествление предка, появление тотема.

Для детального выяснения, того, чего ждут люди от религии в наше время и что их в привлекает в ней было проведено множество исследований. В «Психологическом журнале» 1996 года N 6. Публиковались результаты одного из исследований. Выяснилось, что в христианстве людей больше всего привлекает мысль о поддержке и утешении бога, и чувство защищенности. Причем бог понимается как понятливое и заботящееся о своих «детях» существо. Кроме этого, для верующих важной была идея о высшем существе и творце всего сущего как организующей силы этого мира. Желание с помощью религиозного мировоззрения сделать мир проще и понятнее. Некоторая часть опрошенных видела в религии своеобразный регулятор общественной морали, так как благодаря библейским заповедям религия четко определяет нормативы поведения людей, укрепляя мораль не в последнюю очередь, за счет страха перед совершением «греха». Прав был Фрейд, говоря о том, образ бога связан с образом отца.

Юнг

Немного другой подход к структуре личности у его ученика К.Г Юнга. Эго по Юнгу, сознательная часть психики, а Тень - ядро бессознательного, в него входят желания, которые отрицаются человеком как входящие в противоречие с социальными нормами или несовместимые с его существующими представлениями об идеале. Он полагал, что важнейшие психологические процессы происходят на границе сознательного и бессознательного, между Эгом и Тенью. Они являются как бы зеркальным отражением друг друга на границе бессознательного с сознательным. Тень осуществляет компенсаторную функцию, т.е. застенчивый, робкий человек в своем бессознательном - храбрец, а смельчак «внутри» трусоват. Следовательно, Юнг считает, что, не существует полных трусов или храбрецов, т.к. Тень личности носит оборотную сторону внешне проявляемого качества. Следовательно, ресурсы, необходимые человеку для борьбы со страхом, можно найти в нем самом.

Станислав Гроф

В отличии фрейдистского подхода, Станислав Гроф берет во внимание не только послеродовой, но и внутриутробное время развития человека. Он опытным путем доказал, что страх получить клаустрофобию намного выше, у тех кто во время родов застрял в родовых путях. Методом холотропного дыхания, вводили людей в такие состояния, в которых они чувствовали себя птицами, деревьями и животными, людьми, живущими в прошлом. Это натолкнуло на мысль о том, что гипотеза о переселении душ и множестве жизней одного духовного существа верна. Результаты, полученные вследствие этих пережитых экспериментов, были направлены на лечение фобий у пациентов и дали положительных эффект у многих испытуемых, что подтверждало - душа в этот момент присутствовала при реально происходивших событиях. Одним из доказательств своей теории он считал... телевизор. "Ведь если кто-то скажет, что телевизор сам порождает каналы, вы рассмеётесь над этим человеком? Так почему же вы не смеётесь над тем, кто говорит, что ваш мозг сам порождает сознание, не логичнее ли считать его ретранслятором сознания?

А здесь, среди источников страха, есть также психоанализ источников страха

поиск

 

 

Яндекс.Метрика

 

самые интересные