Темперамент ребенка
Темперамент ребенка, определяется теми же тестами, что и темперамент взрослого человека. Т.е. типы темперамента не меняются: флегматик, холерик,— сангвиник и меланхолик. Темпераментные дети обычно говорят о детях, у которых ярко выраженный сангвинический или холерический темперамент.
Родители и психологи у детей с трудностями темперамента выделяют: аритмичность поведения, низкие приятие и адаптивность, высокая интенсивность и ярко выраженный негативизм. Темперамент ребенка неустойчив, и может сильно меняться и-за изменений внешней среды, в особенности поведения и воспитания, и развития ребенка.
В психологии, темперамент относят к таким аспектам личности человека, как интроверсия и экстраверсия и акцентуация, их часто рассматриваются как врожденные, а не приобретаемые характеристики личности. Особенности темперамента, проявляются еще в детстве и как правило остаются на всю жизнь. Темперамент влияет на силу и продолжительность, устойчивость чувств и эмоций, в частности страха, радости, гнева и т д., поэтому, важно знать тип темперамента своего ребенка.
Разработано очень много схем для классификации типов темперамента, однако, общего консенсуса в академических кругах по поводу типов темперамента нет. Исторически сложилось, что понятие темперамента было частью теории четырех соках организма , соответствующими четыре темперамента. Итак как нет единого представления что такое темперамент и нет единого перечня характеристик для него. Темперамент определяется через конкретные поведенческие профили, как правило, ученые сосредотачиваются на тех, которые легко измеримы и просто проверяемы в раннем детстве.
Г. Хейманс и Е. Вирсме впервые выдвинули 3 главные характеристики, которые определяют темперамент
определяют темперамент
1) эмоциональность, 2) активность в социальной сфере, 3) преобладание первичных или же вторичных функций. Позднее работа была продолжена.
А. Томас и С. Чесс, бывшие организаторами и руководителями одного из обширнейших Нью-Йоркских лонгитюдных обследований, видят в темпераменте стиль поведения человека, отношение к миру и к себе. Они предполагают, что зная тип темперамента, можно предвидеть, как человек будет действовать в той, или иной ситуации, и каких успехов он может добиться в различных видах деятельности. Все это определяется особенностями темперамента ребенка. Для детей первых лет жизни, эти особенности составляют 9 переменных. Эти переменные и определяют стилевые особенности поведения и темперамент ребенка. Они не относятся ни к содержанию, ни к мотивации деятельности, ни к успешности и изменяют значение в разном возрасте. Активность деятельности, регулярность, первоначальная реакция, чувствительность, стойкость внимания,приспособляемость, интенсивность, настроение, отвлекаемость являются важнейшими характеристиками для детского темперамента.
9 переменных, определяющие темперамент у ребенка
Активность деятельности
Деятельность относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно движется или находиться в состоянии покоя. Соотноситься время пассивного и активного поведения в ребенка в течение дня. У детей с большим количеством энергий могут возникнуть трудности в школе, ребенку трудно сосредоточиться, посидеть спокойно, в то время как ребенок с низкой энергией может подчиняться структурированной среде. Активные дети используют двигательные навыки, бег и прыжки, моторную активность чаще. В самом раннем детстве активность характеризоваться подвижностью во время кормления, купания. Ребенок с более низким уровнем активности может больше использовать мелкую моторику, рисование, головоломки . Эта черта, может также относиться к умственной деятельности, глубоким размышлениям или чтению, которые становятся более значительными, как человек взрослеет.Детям с сильным показателем активности, трудно быть усидчивыми.
Регулярность
Регулярность, показатель, также известный как ритмичность, относится к уровню предсказуемости в биологических функций ребенка, таких, как пробуждение, усталость, голод, сон. Есть ли у ребенка рутинность во время еды и подготовки ко сну. Насколько сильно различается его поведение от дня ко дню.
Первоначальная реакция
Первоначальная реакция также известна как реакция приближения или удаления. Это относится к тому, как ребенок реагирует (будь то позитивное или негативное) к новым людям или окружающей среде. Это особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы. Смелый ребенок стремится приблизиться к вещи или человеку быстро, как бы не задумываясь, а осторожный ребенок обычно предпочитает смотреть на некоторое время, прежде чем вступать в новые отношения.
Приспособляемость
Приспособляемость или адаптивность, означает, как долго это человек приспосабливаться к изменениям с течением времени, или как реагирует на новую ситуацию (в отличие от первоначальной реакции). Есть ли у ребенка приспособляемость к изменениям в окружающей их среде, происходит ли она легко, и устойчив ли результат? Ребенок, который регулирует легко может быть быстрым, чтобы обосноваться в новой рутины, в то время как устойчивые ребенок может занять много времени, чтобы приспособиться к ситуации.
Интенсивность
Интенсивность относится к уровню энергии, с которым происходит положительные и отрицательные ответные реакции. Интенсивно ли он реагирует на ситуации, или же ребенок отвечает в тихой и спокойной манере? Ребенок с большей интенсивностью, может прыгать вверх, махать руками кричать от волнения, в то время как кроткий ребенок может просто улыбаться или не показывать никаких эмоций.При негативной ситуации ребенок с сильной интенсивностью будет кричать, топать ногами, истерить, а со слабой тихо грустить или плакать.
Настроение
Настроение относится к общей тенденции ребенка к счастливому или несчастному ощущению. Все дети имеют различные эмоции и реакции: веселая и бурная, счастливая и несчастная. Тем не менее, есть биологически обоснованные тенденции и они имеют в целом положительный или отрицательный прогноз. Ребенок, который часто улыбается и можно считать веселым ребенком, в то время как другой часто плачет или суетится, его можно считать несчастным ребенком.Также эта характеристика относиться к дружелюбному отношению к окружающим(расположению)
Отвлекаемость
Отвлекаемость относится к тенденции ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг них. Либо ребенок легко отвлекаются на то, что происходит в окружающей среде или остается сфокусированным и завершает задачу. Может ребенок сосредоточиться, несмотря на перерывы, отвлекающие действия других детей взрослых, и других посторонних предметов. И легко ли отвлекается ребенок занимается внешними событиями и испытывает ли он трудности с возвращением к задаче.
Стойкость внимания и настойчивость
Стойкость внимания относятся к времени, в течении которого ребенок может концентрироваться на определенной задаче и возможности справиться с задачей. Т.е оценивается, будет ли он заниматься конкретным делом в течение длительного периода времени или потеряет интерес быстро. И также, способность продолжать деятельность, не смотря на трудности. Хотя, это зависит и от предпочтений ребенка в какой то сфере деятельности.
Чувствительность
Чувствительность определяет, насколько легко ребенок становиться обеспокоенным, когда появляются изменения в окружающей среде. Это также называется сенсорной порог или порог реагирования, порог реактивности. Сильно ли беспокоят ребенка внешние раздражители, такие как: звуки, текстуры, или свет, или же ребенок, вообще игнорирует их? Какой уровень стимуляции нужен, для того, чтобы изменилось поведение ребенка. К примеру, чувствителен ли он ребенок к звукам, и может ли он потерять внимание, когда хлопает дверь, или он менее чувствителен к внешним шумам сможет поддерживать его.
Темперамент ребенка, также изучался другими известными исследователями
Темперамент ребенка, также изучался другими известными исследователями А. Басcом и Р. Пломиным, они пишут о том, что для чтобы конкретная черта могла считаться свойством темперамента, а не просто временной особенностью, она должна отвечать еще нескольким критериям.
Самое главное у них, это наследственная обусловленность в характерных чертах темперамента ребенка. Свойства темперамента, должны быть и относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (если они есть в детстве, соответствующие особенности темперамента будут проявляться и во взрослом возрасте), также они должны иметь адаптивное значение в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению и обнаруживаться и у животных.
Важные характеристики детского темперамента: социабельность, эмоциональность, активность . Эмоциональность, это то с какой какой легкостью и с какой силой возникает реакции на аффекты, оценивается интенсивность этой реакции. В основном оцениваются негативные эмоции: эмоции страхи и гнева. Для определения эмоциональности у детей их родителям, воспитателям, учителям, предлагаются утверждения типа "Ребенок легко расстраивается", "Ребенок легко пугается" и т.д.
Активность в этой теории, проявление общего энергетического уровня ребенка, т.е. энергии которою он тратит. Активный ребенок активно себя ведет, он постоянно чем-то занят, постоянно торопится, любит двигаться, активные игры, бегать, прыгать, также у него энергичные размашистые движения и быстрая речь. Активность, оценивается по утверждениям взрослых типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте". "Ребенок постоянно двигается"
Социабельность связана по большей части с потребностью общении (стремлении в обществе, с другими, установлению межличностных контактов, их скорости). Оценивается также по фразам, типа: "Любит быть с другими", "Легко находит друзей".
Конечно, есть и другие вариации на тему темперамента ребенка. Но, это мне показалось адекватным и интересным. Поскольку, от темперамента зависит эмоциональность, то темперамент ребенка влияет на появление у него детских страхов , и силу их проявления в организме.