Религия и страх

религия и страхРелигия это элемент культуры. А культура активно использует страх. Про другие источники страха, можно посмотреть здесь.

Страх это негативная эмоция, и становиться она разрушительной для организма, но только долговременный и сильный страх может стать таким. Кратковременное воздействие, не приносит негативных последствий (подробнее, о воздействии страха на организм ). Религия и страх тесно связаны, некоторые думают, что это не так, но давайте разберемся. Давайте сначала определимся, что такое религиозный страх. Религиозный страх – это страх перед божествами, божественной карой и наказанием, страх перед адскими муками и т. д.. Особенность религиозного страха в том, что люди направляют свои силы на проблемы, связанные лишь с отношением к эфемерному существу - богу. В разуме верующего человека непрерывно существует мысль, о том, как бы не рассердить божество. Он должен следовать определенному ряду требований, соблюдать предписания, каноны, заповеди, которые дает определенная религия.

Страх и религия тесно и в основании возникновения. Большинство ученых (ученых от христианства мы относим в меньшинство, поскольку, все же нам нужны объективные выводы), исследовавших первобытные культуры, считают, что именно страх был важнейшей из причин появления религии. Первобытные люди видя опасности окружающего их мира: гром, молнии, наводнения, землетрясения, дикие звери темноту, странные звуки в лесу и агрессивные соседские племена –испытывали страхи. Они, по всей вероятности обладали уже довольно развитым воображением, для развития этих явлений в своем сознании, но в тоже время не имели в распоряжении достаточно опыта и знаний, для того, чтобы отличить реально опасные явления от безвредных.

Появление религии

Появление религии связывают с тем, что для умилостивления враждебного мира, нахождения общего с ним языка, люди стали «очеловечивать» природу. Вулкан, ветер, река становились живыми существами, у них появилось некое подобие души. Как следствие появляется вероятность договориться с ними, или задобрить их дарами или словами (молитвой) для нейтрализации существующих проблем, их минимизации или недопущения новых. Следующий шаг создание представлений о духах, которые населяющих мир, они во всем, и управляют течением всех процессов и явлений. А. Леманн в книге «Иллюстрированная история суеверий и волшебства», описывая демонологию и религию халдеев писал: «Духи существуют везде и являются причиной всех явлений природы. Они оживляют все в мире и повелевают всем; они творят добро и зло; они управляют путями планет; … они же приносят смерть и болезни ...духи находятся везде: на небесах, на земле и в воздухе». Для каждого заболевания у халдеи имели своего демона. Археологи обнаружили глиняные таблички с записями, найденными на руинах халдейских поселений: «На голову человека устремляет свою силу проклятый Идпа, на жизнь человека - свирепый Намтар, на горло - презренный Утук, на грудь человека - губительный Алал, во внутренности проникает злой Гигим, на руки - ужасный Телал».

При таком обилии божеств достичь соглашения с ними даже при помощи жрецов и колдунов было сложно, к тому же появились единственные правители-короли, авторитет которых надо было поднимать. Поэтому следующей стадией развития религии стало сокращение числа богов до нескольких десятков, впоследствии произошел переход к единобожию. Единобожие символ единоначалия, всего а царь это наместник бога на земле.

Религия и священнослужители

Религия, не может существовать без специальных служителей, здесь это священнослужители или жрецы, по своей сути они являются посредниками между богом и людьми. Р. Хаббард в частности говорил о связи страха и религии, он писал в романе «Страх», про свою книгу: «Это попытка показать людям, что их суеверия и страхи проистекают из ошибочных представлений прошлого. Моей целью было доказать, что демоны и дьяволы — хитроумное изобретение тех, кто в стремлении подчинить себе своих соплеменников сначала придумывал для них источник страха, а потом выступал в роли посредников...». Рон Хаббард, основатель "Церкви саентологии", скорее относящееся к философскому течению, кстати, причисленная Дворкиным к тоталитарным сектам(о сектах, и тоталитарных сектах, можете прочитать здесь ), ведущим действительно деструктивную деятельность. Понятно, почему он не нравиться христианству? В США и других странах она подвергалось гонениям,из- за действий христиан, и из-за того, что налоги не платят, сволочи. А у нас церковь вообще свободна от налогообложения. И более того, религиозным организациям даже помогают из бюджета! На восстановление памятников архитектуры ремонтно-реставрационные расходы и социальные программы.

Священнослужители всех религий, всегда старались стать единственным связующим звеном между верующими и божеством, что давало им дополнительную материальную и моральную выгоду и причем неплохую. Чем не понятнее человеку что-либо, тем больший страх оно может внушать. К примеру, обряды первых христиан были просты и понятны и велись на родном языке, но уже в средние века вся церковная служба велась на латинском языке, чужом для большинства жителей Европы. Лишь в начале XVI века Лютер перевел Библию на немецкий язык, дав тем самым возможность людям лучше понимать основные постулаты Священного Писания и самим делать из него выводы. Он говорил о том, что богу не нужны храмы, что бог в душе. За что и поплатился отлучением от церкви. Кстати сам Иисус не говорил ничего о храмах, в которые все верующие обязаны ходить. Да и в самом христианстве мало чего осталось от его учения, в основном это рассказы о его жизни, причем первые записи эти относятся к примерно к 200-1000му году после его рождения в отличии например от мусульманства, канон которого установился примерно через 120 лет после смерти пророка.

Фридрих Ницше, пытался противоборствовать засилью служителей церкви в жизни общества. В «Антихристианин»е он написал: «Непослушание богу, то есть жрецу, «закону», получает отныне наименование «греха»; средства же вновь «примириться с богом» — это, как и следовало ожидать, те самые, какими еще более основательно обеспечивается покорность жрецу: лишь жрец может «искупить» грехи. В любом основанном священнослужителями обществе «грехи» неотвратимы - в них истинная опора власти служителя культа, он живет за счет людских прегрешений, и им, нужно, чтобы люди «грешили»...Следовательно религиозный страх просто напросто полезен служителям культов.

В религии часто присутствует иррациональный подход к страху. Религия внушает страхи, а внушенные страхи самые серьезные и трудноизлечимые. Страх перед богом, иногда даже расценивается как дар. Задали вопрос отцу Олегу Моленко: как выпросить страх божий? «О даровании страха Божиего нужно постоянно молить Господа Бога, всячески смиряться перед Ним и жить в покаянии. Хорошо и полезно читать места из Писания и у отцов, располагающие к страху» (http://www.omolenko.com/2556-1.htm). Отлично, просто превосходно. Его еще и выпрашивать надо. Нужен кому такой подарок? Наверное, да, если люди о нем просят.

В религиозной христианской этике имеется противоположение «сущего» и «должного», человек греховен изначально, а в противоположность предоставляется некий недостижимый нравственный идеал. Здесь всегда находиться почва для ощущений страха, и сознание своей греховности, поэтому страх божий постоянен и перманентен. Источник страха христианского это следствие грехопадения; все страстное, душевное, земное, - низко. Адам и Ева не послушали бога, и согрешили, потом спрятались от бога, а когда он их позвал: Адам ответил ему: "голос Твой я услышал в раю и убоялся" (Быт.3:10). В новом завете уточняется, страх перед богом должен быть, в своем послании к коринфянам апостол Павел говорит, что страх людей угоден богу «И сердце Его весьма расположено к вам при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли Его со страхом и трепетом» (гл.7; 1 5).

Как выражается страх в религии

Страх в религии выражается в виде боязни, которую необходимо преодолеть, воспитывая в себе главную добродетель - страх Божий (в Христианстве это ярко выражено, и к тому-же поскольку его многие знают, берем его, но также можно привести в пример ислам). Страх это результат греха, но новорожденные младенцы считаются безгрешными, или к новорожденным это не относиться? Но страх есть страх и он вызывает в любом случае одинаковые физиологические реакции в организме. Также как любое вещество, добытое даже разными способом, имеющее одинаковую химическую структуру, имеет и одинаковые свойства. Например крахмал, кукурузный и картофельный крахмал одинаков, по своим свойства, и не важно, из чего его сделали, это рекламный ход. Итак, страх появляется, если мы согрешили, а Дьявол использует наши страхи, для своих целей.

Патристика всегда подчеркивала, что, нравственное поведение человека должно обусловливаться больше всего страхом, который на высших ступенях его развития является тождественным благу, любви, свободы, чистоты и ответственности за свое существование. "Начало мудрости - страх Господень" (Пс.110:10). Здесь страх оценивается через призму основной категории религиозной этики - спасения. Сегодняшние религиозные деятели открещиваются от религиозного страха, они говорят о божественной любви, наверное, забывая, что говорили их предшественники. Религиозные люди бояться разгневать Бога. Тех, кто живет во грехе, бог приговаривает к адскому огню. "Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр.10:26-27). Бог мусульманский наследовал эту любовь к запугиванию, и он не отстает «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха» (Коран, 59:18–19). «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

Но в тоже время существует прощение, вернее всепрощение, всех и всех грехов. Если скотоложцы и мужеложцы ведьмы по Библии обречены на убийство, то добрый христианский и мусульманский бог простит все, надо только попросить. Неизвестно сколько раз можно грешить, это в святых книгах точно не прописано: убил, ограбил, поставил свечку, помолился, пошел еще кого-нибудь убил. Существует мнение, что если человек не испарился, то грехи ему не прощаются. Но это нигде не написано прямо, а «иди и больше не греши» скорее похоже на напутствие, чем на запрет.

Дьяволом, Люцифером, Сатаной, Князем Тьмы и т. п. называют существо противоположное богу, если бог есть любовь, высокое, прощение, созидание, свет то оно ненависть, злоба и разрушение, низкое, тьма. Его извлекают если страха перед богом недостаточно. По этому поводу надо сказать, что и в других религиях существовали злые силы, злые божества, но им поклонялись также как и добрым, и почитали и задабривали даже больше, поскольку больше боялись.

   религия и страх, продолжение

поиск

 

самые интересные